Главная Новости

Налог на прибыль в учреждении

Опубликовано: 02.09.2018

видео Налог на прибыль в учреждении

Налог на прибыль: Особенности начисления и уплаты

Казенному учреждению был возмещен ущерб после раскопок. Мы восстанавливали дорожное покрытие, в связи с тем, что дороги города числятся на балансе нашего учреждения на праве оперативного управления. Предоставили смету на восстановление, нам возместили. Нужно ли отразить это в декларации по налогу на прибыль?



Расходы не учитывайте при расчете налога на прибыль.

Экономическая выгода участвует при расчете налога на прибыль только в определении доходов (п. 1 ст. 41 НК РФ). К расходам относят только непосредственные траты, которые несет организация (ст. 252 НК РФ). Есть правила, которые позволяют учесть в расходах и другие суммы, но они должны быть прямо указаны в законе. По умолчанию расходы – это только непосредственные расходы, которые произвела организация. Правила, которое позволяло бы учесть ущерб в расходах для данного случая не предусмотрено.


Налог на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 2.0

Организации, которые вправе распоряжаться своими доходами, могут учесть в таких случаях затраты на ремонт имущества (п. 1 ст. 260 НК РФ). Но у казенного учреждения есть специальные правила: в расходах нельзя учесть траты за счет лимитов бюджетных обязательств и другие расходы в связи с ведением своей деятельности (п. 17, 48.11 ст. 270 НК РФ). Поэтому расходы на ремонт в налоговой базе не учитывайте.

В последних разъяснениях Минфин России изменил свою позицию по доходам от возмещения ущерба, которое нанесли по средствам целевого финансирования (письма Минфина России от 27.11.2017 № 03-03-06/3/78208, от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209). В письмах описана ситуация, когда учреждению возмещают ущерб по средствам целевого финансирования. Минфин считает, что в этом случае у учреждения нет экономической выгоды. Учреждение только восстанавливает в учете деньги целевого финансирования. Ссылок на прямые нормы закона в таком подходе нет. Это только мнение о том как нужно трактовать закон.

Если придерживаться такого подхода, учреждение вправе не учитывать в доходах возмещение ущерба. Ведь по существу возмещают сумму, которую учреждение затратит за счет лимитов бюджетных обязательств чтобы восстановить состояние имущества. Само имущество также могло поступить как целевое поступление или за счет целевого финансирования. Поэтому восстановление состояния имущества можно отнести к восстановлению целевых средств.

Учитывая что раньше Минфин России придерживался противоположного мнения, на практике контролирующие органы могут не учесть новые разъяснения. Если сумма налога на прибыль существенна рекомендуем обратиться в Минфин России за индивидуальными разъяснениями. В этом случае учреждение гарантировано избежит санкций по налогу на прибыль.

Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации. Об этом сказано в пункте 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста от 04.05.2007 г. № 88.

Ситуация:  как поступить организации, если у нее возникли вопросы, связанные с применением налогового законодательства

Организация вправе обратиться за разъяснениями в Минфин или в региональные (местные) финансовые органы. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 и в статье 34.2 НК. Например, если у московской организации есть вопросы по торговому сбору, она может обратиться в департамент экономической политики и развития Москвы (письмо Минфина от 16.07.2015 № 03-11-11/40947).

Кроме того, организация может обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Инспекции обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков:

о действующих налогах и сборах; о законах и нормативных актах, касающихся налогового законодательства; о порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов; о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых инспекций и их должностных лиц; о формах налоговой отчетности и порядке их заполнения.

Такая обязанность возложена на них подпунктом 4 пункта 1, пунктом 2.1 статьи 32 НК.

При этом и Минфин и ФНС должны отвечать на любые вопросы, связанные с применением налогового законодательства. Даже если в них затрагиваются отраслевые особенности, которые регулируются другими сферами законодательства. Переадресовать налогоплательщика за ответом в профильные ведомства они не вправе. На это указал Конституционный суд в постановлении от 28.11.2017 № 34-П.

Ситуация:  являются ли нормативно-правовыми актами письма Минфина и ФНС по вопросам применения налогового законодательства

Нет, не являются.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста от 04.05.2007 № 88). Ни одному из этих условий письма финансового и налогового ведомств не соответствуют. Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в этих письмах, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер. Минфин занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19867, от 21.09.2010 № 03-02-08/51, от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138). Тем не менее, если организация допустила нарушения, руководствуясь письменными разъяснениями финансового и налогового ведомств, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней.

Поскольку ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами, порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. Иногда финансовое и налоговое ведомства сообщают о том, что разъяснения, данные в ранее выпущенных письмах, не применяются (см., например, письма Минфина от 11.12.2006 № 03-11-02/274, от 29.05.2007 № 03-11-02/151, ФНС от 28.12.2006 № ШТ-6-09/1269). Но обычно такие документы не отзываются и не отменяются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. Письмом можно руководствоваться до тех пор, пока эти положения не изменились. Например, пока не вступила в силу новая редакция статьи Налогового кодекса РФ, на основании которой было подготовлено письмо.

На практике бывает, что с течением времени позиция контролирующих ведомств по тому или иному вопросу меняется. Если более поздняя точка зрения не ухудшает положение организации, то от прежних разъяснений следует отказаться. Но если новое письмо влечет за собой доначисление налогов (задним числом) или появление других обязательств (подача уточненной декларации, уплата пеней и т. п.), то обратная сила ему не придается. Изменение разъяснений государственных органов о толковании норм права не повлечет за собой начисление штрафов и пеней за период действия предыдущих разъяснений (письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678).

rss